Журнал о моде и стиле жизни MOD.BY начинает рубрику «Новые лица», в центре внимания которой − молодые белорусские дизайнеры. Сегодня в рамках этой рубрики мы встретились с Вячеславом Козловым, который рассказал о своей учебе в БГАИ, увлечении дизайном одежды из меха, про ремонт и пошив шуб, а также о моде на мех и шубы.

− В 2008 году ты защитил дипломную работу «Ретроспектива 20-х гг. ХХ в.». Это была коллекция пальто и головных уборов в духе стилистики начала прошлого века. Чем тебя вдохновила мода того времени?

У этой коллекции есть название «Цвет Марины»... Мне было интересно погрузиться в мир образов Марины Цветаевой, «познакомиться» с ее окружением, стилем поведения (фотографии, дневники, художники тех времен). И, кстати, в те годы, когда создавалась моя коллекция, наверное, было особое повышенное внимание к образу поэтессы. Моя коллекция была не единственная по этому «поводу». В это время Земфира выпустила большой театральный хит «Я полюбила вас, Марина Ивановна»...

− Откуда интерес именно к верхней одежде?

Мне просто хотелось научиться делать наиболее сложные в техническом плане вещи и наиболее актуальные. Все же у нас не так много теплых дней и даже летом бывает не жарко. Хотя, может быть, если этот вопрос отнести к теме дипломной работы, то коллекция пальто наиболее подходила к моему пониманию образа...Такой драматичный ход...

− Факультет дизайна и декоративно-прикладного искусства БГАИ — один из основных центров подготовки дизайнеров одежды в Беларуси. Кто из преподавателей оказал на тебя большее влияние? Кого ты можешь назвать своим учителем?

Учитель с большой буквы — это, конечно, Галина Яковлевна Мешкова. Но до ее понимания нужно дорасти и я считаю неправильным, что ее ставят на первые курсы. Она больше нужна выпускникам, когда студент решает много практических вопросов. Очень важно, когда между учителем и учеником устанавливается контакт, когда не произносится лишних слов. Дизайн − это специфическая дисциплина, а сегодня эта профессия, на мой взгляд, в нашей стране мало кем воспринимается всерьез. Воспринимается только слово, а суть теряется. Суть проста − это соотношение креативного художественного замысла и грамотного технического решения.

Дизайн − это соотношение креативного художественного замысла и грамотного технического решения.

В первую очередь, Галина Мешкова — это грамотный специалист, востребованность которых, на мой взгляд, до сих пор совсем не та, какой должна быть... Как и везде, у нас мало кто признается, что у него нет вкуса или одежда, которую он выбирает, безобразна или, по меньшей мере, тривиальна. А в этом есть определенная смелость, одежда ведь не главное. Очень интересно проходила работа над театральным проектом с Татьяной Злоцкой.

− Как складывалась профессиональная судьба после окончания академии? Сложно ли было решиться на собственную мастерскую в Минске?

Это два года работы по распределению в Солигорске на фабрике «Калинка». Как-то не хочется комментировать этот период. Так как, с одной стороны, было много всего хорошего, а с другой, я понял свою невостребованость и невозможность реализации в профессиональном плане. Но появилась возможность вернуться в Минск. Некоторое время жил на заказы по ростовым куклам. Параллельно искал заказы по пошиву одежды. Одной девушке сшил жилетку из лисы с воротником из парчи. И как-то повлекло за мехом, стал изучать его подробнее. И получилось, что заказов на мех стало больше, чем на одежду из ткани. Наверное, еще потому, что здесь меньше конкуренция (сложная технология и оборудования, и сам процесс достаточно специфичный).

− Сейчас ты много работаешь с мехом. Наверное, хорошо знаешь, какие шубы носят белорусские девушки и женщины?

Белорусские женщины − звучит слишком апофеозно и обобщенно! Вообще, мех у нас носить стесняются. Но еще больше стесняются не иметь в шкафу какой-нибудь норковой шубы. Пусть даже она висит у них в шкафу не первую пятилетку. Некоторые женщины могут даже на работу принести фотографию оной. Мол, у меня тоже есть. Грустно и смешно слушать подобные истории... Мех облагораживает, но не всех и не всегда, его нужно уметь носить. Или же, признавшись себе в неумении, хотя бы выгуливать шубу от работы до дома...

− Какому меху отдают предпочтение?

Носят, конечно, норку во всех вариациях. Наверное, для белорусов этот мех больше всего и подходит. Вроде и шуба за несколько тысяч, но и не смотрится слишком роскошно и вызывающе. Как уже говорил, для женщин очень важно, что подумает сосед и начальница. Но это уже напрямую не касается моды и мне не хочется вести беседу в таком ключе.

− При пошиве или реновации шуб и других меховых изделий ты в большей степени полагаешься на свое видение или на вкус клиентов?

Конечно, на свое видение, но клиент во многом помогает. Он должен четко представлять, чего он хочет, чего не хочет, а чего не знает. В любом случае, пока я сам не буду уверен, что эта модель ему подойдет, не приступлю к заказу. Во всяком случае, я стараюсь придерживаться такого подхода.

− Сколько в среднем стоит пошив/перешив шубы?

Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Все зависит от модели, меха, объема работы. Могу сказать, что на пошив новой шубы может уйти до месяца работы. Перешив в техническом плане не всегда бывает легче пошива новой.

− Шубы твоей работы скорее напоминают меховые пальто, чем шубы в традиционном понимании. Ты сознательно стремишься к минимализму?

Меховые пальто − это модная тенденция, это своего рода демократизация меха, чтобы не обидеть «бесшубную» соседку. А вообще, я слабо себе представляю шубы в традиционном понимании. Вероятно, ты про шубы, вышедшие... Минимализм совсем необязателен, наоборот, у меня есть тяга ко всяким базарным безвкусицам. Смотрю и не могу понять, кто это покупает.

− Покупка шубы — серьезная инвестиция в гардероб. На твой взгляд, стоит ли покупать шубу из искусственного меха, если не можешь позволить натуральный?

Все зависит от модели. Бывают безобразные натуральные и искусственные шубы. На мой взгляд, лучше ходить в красивой искусственной шубе, чем в страшной и еще не теплой натуральной. К тому же и дешевле, вероятно.

− Творчество каких дизайнеров вдохновляет?

Еще со времен учебы меня радовали коллекции Игоря Чапурина (особенно его эксперименты с меховыми элементами), Алены Ахмадулиной, Ольги Самощенко, Автандила Цквитинидзе и других. По-прежнему испытываю к ним уважение. Что касается меховых дизайнеров, то они прячутся под известными корпорациями и скорее на слуху определенные бренды, а сами дизайнеры остаются в тени. Из белорусских дизайнеров с мехом работала Инна Колпашникова, но подробности пресса умалчивает.

− Расскажи, какие шубы и мех сейчас в моде?

Вкратце о меховых тенденциях. В странах постсовецкого пространства в моде будут шубы с поперечным кроем непритязательных оттенков (вернее, их, наконец, научились у нас шить). Популярны насыщенные натуральные цвета: черно-коричневый, насыщенный серый, глубокий песочный, дымчато-коричневый (норка), как никогда популярен белый цвет. Модели в основном классические, но все скорее зависит от типа фигуры, что кому идет.

− В последнее время сильно возрос интерес к белорусской моде. Увеличивается количество и уровень модных мероприятий (показы, модные маркеты), открываются шоурумы, активно развиваются модные блоги. Следишь ли за модой в Беларуси? Есть ли любимые дизайнеры?

Об этом уже говорил. Да, появляется много новых. Но специально не слежу. Но думаю, им сейчас в нашей стране нелегко. Может, это потому, что дизайнеры сами по себе, а легкая промышленность и фабрики сами по себе. И пути их не пересекаются.

− Вопрос относительно твоего личного стиля. По какому принципу формируешь свой гардероб? Чаще покупаешь одежду или шьешь для себя?

Людмила Тараканова − известный белорусский дизайнер и педагог − говорит: «Чем страшнее, тем моднее». И я придерживаюсь этого принципа в формировании своего гардероба. Одежда не главное, хотя она очень облагораживает человека, и, может тогда, мотивирует быть лучше, хотя бы быть достойным своей одежды.

− Поделись своими планами на будущее.

Хочется позиционироваться как креативная студия со своим почерком и благородным нетривиальным подходам к решению таких утилитарных с виду задач, как пошив шуб в Минске, меховых жилеток... Выбран девиз-название «Меховое кафе», которое наиболее точно характеризует атмосферу студии, подход к работе с заказчиком и тому-подобное. Хочется сбить это устоявшееся отношение к сферам услуг как «неприятная необходимость».

− Какая у тебя самая главная профессиональная мечта?

Хотелось бы заниматься выпуском меховых коллекций одежды.