Здесь и далее на фото Сергей Бабенко (Макар)

1. Макар, как к вам пришла идея заняться реконструкцией моды средневековья?

Начиналось все достаточно прозаично. В далеком 2002-м году я увлекся «исторической реконструкцией». Это такая субкультура, которая на основе различных археологических и исторических данных занимается воссозданием материальной культуры различных исторических эпох. И мне — «бедному студенту», пришла в голову мысль, что неплохо бы заняться каким-нибудь ремеслом, чтобы продавать свои изделия на средневековых ярмарках и тем самым хотя бы окупать себе дорогу на фестивали и тематические мероприятия.

Постепенно я стал все более и более углубляться в ремесленную среду. Заниматься этим на профессиональном уровне, поскольку стало ясно — чтобы остаться «на рынке» нужно постоянно развиваться как мастеру, и улучшать качество своих изделий.

2. На моду какой страны того времени вы делаете акцент?

Долгое время основной эпохой, в которой я работал, была так называемая «Эпоха викингов». Далекие 9-11 века прельстили меня брутальностью и своеобразным «духом свободы». Однако с годами работы, я перестал ограничиваться рамками одной исторической эпохи в своих изделиях, поскольку это означало тупик в развитии меня, как мастера своего дела.

Сейчас я изготавливаю копии средневековой обуви, аксессуаров и многих других изделий из кожи практически на любой исторический период: от эпохи Древнего Рима, и до середины 20-го века. Но основное мое направление в работе пока — обувь средневековья, особенно 16-х — 17-х веков, поскольку я уверен, что именно в этот период были заложены основы и созданы основные технологические операции ручного пошива обуви на многие века вперед.


3. Популярно ли направление реконструкции средневековой моды в Беларуси?

В целом — да. У нас в стране достаточно много увлеченных людей и клубов, которые занимаются различными периодами исторической реконструкции. От того же Рима и до Второй Мировой войны. Да и обычные люди так же, в целом, очень позитивно относятся к мероприятиям и фестивалям «живой истории»

4. Где можно купить ваши работы?

К сожалению, свой персональный сайт наша маленькая семейная мастерская пока не сделала, поскольку мы не магазин, где всегда есть «вещи в наличии». Но, в целом, мы достаточно неплохо известны на различных тематических ресурсах посвященных исторической реконструкции и просто в этой среде, а так же представлены в социальных сетях — Вконтакте и Фэйсбуке. Без этого сейчас никуда. Основная наша работа — под заказ покупателя.

Некоторые работы из мастерской


5. Если ли спрос на вещи из средневековья?

Безусловно, есть. Иначе было бы сложно работать. Мне кажется, что на данный момент есть некое условное разделение на «два мира». Это мир людей, которые интересуются и занимаются той самой реконструкцией, которые проявляют наибольший интерес к подобной продукции. И «мир» обычных граждан, которые периодически что-то себе заказывают или покупают в средневековом стиле в силу личных эстетических вкусов.

6. Расскажите немного о принципах вашей работы — как проходит рабочий процесс?

Условно я делю всю работу на две «группы» — «заказ» и «для души». Как правило, к нам в мастерскую обращаются люди, которые хотят заказать ту или иную вещь по конкретным, скажем, историческим источникам. Соответственно, эту работу, например — пошив средневековой обуви или сумок, мы выполняем в точности по средневековым образцам. С применением тех же технологий. Это бывают как вполне стандартные, рутинные заказы, так и очень эксклюзивные. Над которыми приходится изрядно поработать. Как правило, тут «фантазия мастера» не работает. И все приходятся делать строго по требованию заказчика и исторического источника.

Работы «для души», как правило, это что-то, что давно хотелось попробовать сделать для себя, или «просто так». Чтобы опробовать новую технологию или воплотить интересную идею. Так же в эту категорию порой попадают интересные эксклюзивные заказы — когда мы разрабатываем дизайн изделия сами, либо это делается по эскизам заказчика.

Каждому нормальному мастеру необходимо творческое и техническое саморазвитие и совершенствование. Иначе, ограничивая себя, скажем, одной исторической эпохой в своих работах он быстро упрется в «потолок мастерства». У меня есть коллеги, которые пошли по этому пути и остановились в своем ремесленном росте.

И нельзя не отметить еще два краеугольных «столпа» в работе с кожей:

Первый — это сама кожа. Ведь она тоже бывает очень и очень разная. От внешнего вида до способов ее выделки. Лучшая и самая приятная для работы кожа — это кожа так называемого «растительного дубления». Она дубится только при помощи природных и растительных веществ, без синтетической химии, что придает ей совершенно уникальные свойства. Конечно, работаем мы с более простой и дешевой кожей «химической выделки».

Второй момент — это то, как именно делаются вещи. Для большинства людей сейчас термин «хенд-мэйд» — это когда вещь сделана как бы руками, но при помощи кучи современных, зачастую высокотехнологических, инструментов — станков, швейных машин и т.п.

Для меня «хенд-мэйд» — это когда шьется именно вручную

Безусловно, я тоже использую в некоторых операциях простые механизмы. Например, когда нужно отшлифовать кожаные каблуки. У меня есть даже швейная машинка для кожи. Но, я не люблю на ней шить. Особенно когда делаю вещи из кожи растительного дубления. Я как-то попробовал, и понял для себя, что применяя подобные сложные механизмы я, безусловно, облегчаю себе работу и ускоряю процесс, но я теряю ощущение того, что я делаю «Вещь». Предмет, который не есть бездушная копия многих ему подобных, а уникален и неповторим. Обладает, так скажем, своей энергетикой.

7. Вспомните один забавный случай связанный с вашим занятием.

Не знаю, насколько он забавный, но мне приходит на память моя первая реакция, когда наконец-то я попал в Европе на потрясающий по уровню производства и качества продукции кожевенный завод. Эти громадные ангары с превосходной кожей растительного дубления. Этот густой непередаваемый аромат. И когда я увидел огромные листы (более трех метров квадратных) подошвенной толстой кожи — я чуть не лег на их стопку с видом «оставьте меня тут». Работники завода смеялись. Зато теперь нас там узнают, когда мы в очередной раз приезжаем закупаться кожей.

И еще немного работ

8. Куда в итоге хотите придти, чего добиться?

Планы достаточно большие. Условно их можно разделить на «внешние» и «внутренние». Внешние — это расширение своей мастерской и создание небольшой «мануфактуры». Освоение новых направлений в работе, которые позволят больше реализовывать дизайнерский и творческий потенциал мастерской. Это изготовление различных изделий из кожи в средневековой стилистике, но предназначенных для современного использования. А так же в других альтернативных стилистиках — стимпанке, например.

Внутренние — наконец-то разобраться с постоянным помещением под мастерскую. Учеников найти. Надо же кому-то передавать опыт и знания. Так сказать, преемственность ремесленных традиций. Ведь этого так не хватает нашему обществу.

Когда тебя постоянно отрывают от корней, сложно сохранять передачу знаний

Конечно, есть университеты разные, но там учат больше как сделать «много, быстро и дешево». Так сказать — «массово». А чтобы вот так, размеренно, руками, этой традиции уже почти не осталось. У меня вот дедушка был сапожником, как оказалось, а узнал я это, когда было уже поздно что-то узнавать или учиться. Поэтому пришлось все начинать самому и с нуля, что очень непросто. Поэтому хочется знать, что у твоего дела жизни будет продолжение, и все не закончится на тебе.