Литературу, живопись и моду объединяет образ — конкретный или образ- намёк, который «проскальзывает» в произведении искусства.

Если поэт пытается передать легкость шелка, тонкий аромат духов, почувствовать и описать нечто неуловимое, то художник также пытается «уловить неуловимое», но способом его выражения являются цвет, тон, оттенок. Он пишет своё полотно передавая увиденный и «отрефлексированный» образ. Один подбирает подходящие слова «вздохнули духи, зашептались шелка», другой — форму и оттенок.

Но всё же, иногда деятели искусства «отпечатывают» время на своих работах. Вот почему поэты (писатели) и художники являются, на мой взгляд, своеобразными историками моды.

Луч солнца проскользнул через тонкие узоры в солнечном зонтике — тёмно-розовое кружево отпечаталось на шелковом платье розоватых оттенков, полупрозрачная тень дотронулась веера и незаметно упала тонким силуэтом на дорогу...

Это предложение каждый художники по-своему поймет, увидит и почувствует. Но самое главное — это символы, образы или предметы, указывающие на определенный период в истории.

Художники и писатели «закрепляют» моду на своих полотнах или в своих текстах. А мы — поклонники искусства, восхищаемся талантливыми работами и изучаем историю — историю моды.

Представляю вам отрывок из стихотворения моего любимого поэта Александра Блока «Незнакомка», а в качестве дополнения к словесному образу — образ визуальный.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Александр Блок «Незнакомка»

Где-то вдали пытается пробиться сквозь плотные облака размытое пятно потускневшего солнца. Дымчатые облака медленно поглощают небо.

Черная повозка медленно удаляется. Голова женщины плавно наклонена вниз, глаза опущены. Перед нами — образ печали и одиночества. Женщина в черном платье отгородилась от нас черной вуалью в мелкий горошек. Тонкая полупрозрачная вуаль создаёт особый образ — изысканную печаль. Кружевной аксессуар появился на Востоке, где женщины закрывали лицо густой сеткой. Вуаль использовали для обозначения религиозного или классового статуса. Она являлась своеобразным символом, вернее — подсказчиком: белый цвет обозначал чистоту и невинность, а черный — скорбь. В качестве украшения на шляпу, вуаль появилась в эпоху позднего средневековья. В XIX веке появляются вуали из тюля, которые в современной моде остаются дополнением свадебного образа.

Женщина загадочна и молчалива. Всё будто застыло и только тонкие пальцы подчинены внутреннему драматизму. Кажется, будто мелодия печали еще долго будет издавать унылые звуки.

Образ загадочной незнакомки в черном платье дополняет шляпа. Широкополые шляпы появилась в XVI веке, сменив шапероны.В это же время в моде были шляпы «а-ля Рубенс» и «а-ля Рембрандт» — большая шляпа с перьями и полями.

Если присмотреться, то можно увидеть выглядывающее пушистое перо из-под широкополой шляпы. Черные перья — знак траура. Иногда на женских шляпах виднелось черное перо с белым кончиком. Для украшения женского головного убора использовали перья страуса, павлина, журавля, фазана.

Благодаря поэтам и художникам можно «восстановить» образ, приблизиться к нему. Возможно, придумать свою историю — но это будет уже совсем другая история моды.

by Olga Ropot